![](http://narod.yandex.ru/images/flex/0000ff.gif) |
Пилотажные группы "Русские Витязи" и "Стрижи"
| |
("Собеседник" сентябрь 2002года. ТРК "Крымский Экран")
Текст программы
Соседство нашего города с авиабазой вызывает некоторое недовольство крымчан. Современный истребитель штука достаточно шумная. Однако всю последнюю неделю мы чаще смотрим в небо, чем себе под ноги. Потому что там в небе происходит что-то невообразимое. На Крымской авиабазе тренируются пилотажные группы "Русские витязи" и " Стрижи".
Итак, сегодня у вас в гостях лучшие летчики мира.
Группа "Русские витязи"
Основана в 1991 году на базе истребительного полка самолетов Су-27 в Кубинке под Москвой. Состав: хвостовой самолет:подполковник Дмитрий Качковский, правое крыло подполковник Олег Ряполов, левое крыло полковник Игорь Шпак, командир полковник Игорь Ткаченко - участник трагических событий 1995года в Камране. Тогда по вине экипажа - лидера ИЛ-76 разбились 3 самолета группы "Русские Витязи".
Пилотажная группа "Стрижи"
Образовалась 6 мая 1991 года там же на аэродроме в Кубинке. В нее вошли лучшие летчики ВВС России. Цель создания такой команды - демонстрация одиночного и группового пилотажа на авиационных шоу и авиасалонах. Занимаются как и "Русские Витязи" боевой подготовкой. Состав: подполковник Виктор Селютин, подполковник Вадим Шмегельский, подполковник Михаил Логинов, полковник Геннадий Авраменко, подполковник Владлен Русанов, командир группы полковник Николай Дятел.
Мы не могли упустить уникальную возможность пообщаться с людьми, чье летное мастерство известно далеко за пределами России и является не только предметом профессиональной зависти летчиков многих стран ,но и нашим общим национальным достоянием.
Группы летали, готовились к выступлению на авиашоу в Геленджике и поэтому придти к нам в студию пилоты не смогли. Мы отправились на аэродром и беседовали с небесными рыцарями на их территории. Говорили долго и о многом. Ребята сначала смущались, говорили о себе неохотно. Было заметно невооруженным глазом, что каждый полет - неимоверно трудная работа. Однако атмосфера нашей беседы была очень доброжелательной. Нам легко прощалось незнание специальных терминов и специфики летной работы. Ребята шутили, говорили о конкуренции групп и о полетах в Геленджик за мороженным. И чувствовалось что они гордятся и своей работой, и коллегами, и тем, что известны во всех уголках земного шара.
Итак, пилотажная группа Русские Витязи
Рассказывает командир группы полковник Игорь Ткаченко.
Это был 95 год, Камрань, 12 декабря. Был выполнен визит в Малайзию, успешно выполнен показ. При возвращении на базу в Россию, была промежуточная посадка на аэродроме Камрань (Вьетнам). При заходе на посадку группа следовала за лидером. Лидером был ИЛ-76. Причина была в том, что у нас не было международной навигации, которая была на ИЛ-76. То есть мы визуально держали строй. Картина выглядела приблизительно так как в 30-е годы перелетали еще истребители не имеющие определенных приборов и которые необходимы при выполнении и заходе не посадку в облаках. Они держались за бомбардировщиком у которого это оборудование было. Тот заводил их на посадку и уходил на второй круг, они совершали посадку. Вот по этой же схеме мы тогда работали, к сожалению. Канун XXI века, в конце XX эта позорная ситуация из-за плохого финансирования имела место. И при заходе на посадку экипаж самолета лидера совершил ошибку, грубо говоря завел в горы, и как слепых котят. Правое крыло. Все кто стоял справа столкнулся с горой. ИЛ прошел на предельно малом расстоянии от горы. По воле, в общем-то , какого-то случая я остался цел.
После этого был приобретен урок. Как у русских всегда, жаренный петух подкрался – урок получили. И начали переоборудовать самолеты. Жаль что вот такой неимоверно дорогой ценой все это обошлось.
Как я стал летчиком. Самолеты, первые военные самолеты, я увидел уже в училище. История длиться не с глубокого детства. Во-первых привлекала авиация и был хороший друг ,который хотел быть летчиком. Мои сомнения и колебания он поборол, мы вместе поехали поступать и поступили. Все было очень быстро и без поэзии.
Первый самостоятельный вылет был в свой день рождения в 82 году. Могу рассказать, но... все было на автомате. И в общем-то детально свой первый самостоятельный вылет никто не помнит по деталям. Помню взлет, посадку и собственные ощущения настороженности, ощущения, если признаться, были какие-то на грани страха. Но уверенность поборола, победила, посадка была совершена. Самый главный элемент и самый трудный – это посадка.
Говорят летчиком нужно родиться, летчиком можно стать. Я вам скажу, что все должно быть в савокупе, потому что многие , наверное, родились летчиками, но занимаются совершенно другими профессиями.Если у тебя есть жилка, в любой профессии должна быть жилка. Дело в том, что художника можно научить хорошо рисовать картины, но они не будут цениться, не будут никем пониматься. И летать можно научить кого угодно, но хорошо летать могут только единицы. Мне посчастливилось в нашей пилотажной группе объединились несколько человек, ну в общем-то по зову сердца и по счастливым стечениям обстоятельств у нас в группе все рождены летать.
Полк имеет славное прошлое, еще в ВОВ. Достаточно сказать, что в нем воевал Иван Никитович Кожедуб. Полк решал самые сложные ударные задачи. И совершенно не случайно на него вывелись все стрелки, для выполнения той задачи, которой мы занимаемся сегодня. Нам помогли организоваться в пилотажную группу. Мы получили свое имя, юридически зафиксировали, изменили немного форму, покрасили самолеты. Но и сами понимаете, для людей, кто занимается авиацией все это вообще наложило такой запах романтики. Мы группа тогда процветала, тогда было много самолетов, много керосина, мы били молодые два метра ростом, сажень в плечах.
Мы романтики, тем более летчики в России романтики. Если вы даже поговорите с воздушными бойцами местного (крымского) полка, мало что может убедить служить их дальше в финансовом отношении и даже в организационном человеческом плане. Здесь летчики служат для того чтобы летать и хотя они может быть больше хотели летать , но вот этот дух романтизма он все-таки держит, держит.
И еще я вам скажу, достаточно того что дети наши все, все хотят свою жизнь связать с авиацией. Хотя мы уже вроде бы как против достаточно одного ненормального в семье, кто посвятил себя авиации. Это как , не знаю, наркотик не хотелось бы называть, дело которым ты можешь заниматься , к сожалению, не до старости глубокой, а тогда когда ты в расцвете сил, в расцвете лет. Это вот единственная негативная черта этой профессии, что до глубокой старости ты этой профессией заниматься не будешь. И здесь надо уйти красиво, как в спорте. Желательно еще быть здоровым, здравомыслящим и почувствовать ту грань, черту, когда уже надо уходить из этой профессии. Дело в том, что есть что-то, наверное возвращаемое еще с тех времен отрочества, что возвращается опять уже в зрелом возрасте, что держит нас здесь.
И еще один момент, я говорил уже неоднократно такую простую банальную вещь где можно еще бесплатно покататься на таком самолете и в свое удовольствие. Везде этот аттракцион очень дорого оплачивается, а здесь он и твой ко всему вдобавок. И несколько раз в неделю, несколько раз в день. Это так здорово.
*****
Истребитель-перехватчик СУ-27. Первый полет прошел в 1977 году. Длина 22 метра, размах крыла 15 метров, взлетный вес 30 тонн, максимальная скорость 2500 км/час, максимальная высота полета 18500 метров, дальность полета 3900 км, эксплуатационная нагрузка 9G.
*****
Рассказывает подполковник Олег Ряполов.
Это работа, дома к этому относятся нормально, жалко только что мы живем в дали от дома. Потому что семья у меня живет в Твери, я живу в Кубинке это вот наша бытовая неустроенность. Ну а так в принципе серьезно относятся, с некоторой долей уважения, скажем так, к работе. Ну конечно не легко не легко физически, не легко морально. Морально не легко потому, что не выдерживая свое место - подведешь остальных, остальные тогда будут летать в холостую. Если один будет стоять не там где положено. Вот в принципе и весь расклад.
*****
Сегодня в России появился самолет пятого поколения. Возможности уникальной машины СУ-30МК почти безграничны. Авария случившаяся с этим самолетом на авиашоу в Ле Бурже в 99 году лишний раз подтвердила его уникальность. Эта авария - результат ошибки пилота. Случись подобное с любым другим самолетом и человеческих жертв было бы не избежать. СУ-30 спас своих летчиков и хочется пожелать “Русским Витязям” поскорее пересесть на этих прекрасных небесных коней.
*****
МИГ-29 меньше и кажется даже изящнее “сушки” . Может быть поэтому “Стрижей” называют младшими братьями “Русских Витязей” . Однако МИГ грозная боевая машина, один из лучших фронтовых истребителей мира и летчики в группе ничуть не хуже Витязей .
*****
Рассказывает командир группы полковник Николай Дятел
Мы военные летчики, мы обязаны выполнять не только высший пилотаж и заниматься авиашоу. Мы занимаемся боевой работой. Пуск ракет, стрельбы, подготовка в полном объеме для ведения маневренных воздушных боев по курсу боевой подготовки.
Если к нам приходит боевой пилот с довольно высоким уровнем, это не значит, что он может летать у нас в группе. У нас специальная подготовка, вы видели мы летаем в плотных строях с дистанцией 1.3 метра. И это нужна специальная подготовка, которая занимает длительное время.
Мой первый полет. Громадное удовольствие, много адреналина. Первый подъем, когда ты видишь землю, когда видишь перемещения относительно земли с большими скоростями – километров 800 и более и человек это испытывает это чувство впервые, это понятно. Это как прыжок с парашютом и все остальное – конечно это большая радость.
Не любя своей профессии летать невозможно. То есть мы естественно все влюблены в небо, мы любим свою работу, она приносит громадное удовольствие, естественно. Потому что каждый полет он не похож друг на друга, идет постоянный прогресс, идет все время обучение, стремление к чему-то новому, оттачивание своего мастерства и изучение и совершенствование новых пилотажных фигур, которые мы выполняем. То есть предела, достижимого предела именно в нашей профессии не существует.
Рассказывает подполковник Виктор Селютин
Как я стал летчиком. На меня повлиял брат. У меня брат двоюродный летчик. Он 25 лет отлетал, недавно только уволился. Постоянно я его видел в форме, когда к нам приезжал. Летные фотографии, курсантские. В общем лет где-то с шести я загорелся. Буду летчиком.......Вот так я и стал летчиком.
Рассказывает полковник Геннадий Авраменко
Занимался в детстве экстремальными видами спорта – это картинг и мотокросс. Мне нравилось вождение, быстрые скорости и все остальное. Так же невдалеке от дома был расположен аэропорт. Там базировались самолеты МИГ-21БИС. И захотелось, смотря на них, как они летают, тоже поступить в училище и стать летчиком. Мечта осуществилась.
*****
Фронтовой истребитель МИГ-29. Первый полет прошел в том же 77 году. Длина 17.5 метра, размах крыла 11.5 метра, взлетный вес 18.5 тонн, скорость 2450 км/час, максимальная высота полета 17000 метров, скороподъемность 330 м/cек, выдерживает нагрузки до 9G.
*****
Рассказывает подполковник Михаил Логинов
За этот год это у нас уже не первый показ и даже не второй. Мы уже были в Пушкине,мы били в Ростове, мы били в Новосибирске. Делали показ у нас в Кубинке, показ в Чкаловске на День авиации.
Работаем мы не за деньги, работаем мы за энтузиазм и за любовь к своей профессии.
На вопрос о конкуренции групп отвечала вся группа , смеясь.
Конкуренция жесточайшая. Она проявляется в том, что их брэнд более раскручен и нам приходиться с этим бороться. У них даже интервью берут у первых – сначала у них, потом – у нас. Пока мы работаем, они – интервью дают. И нас младшими братьями называют.
Рассказывает подполковник Владлен Русcанов
Сколько себя помню, не могу даже точно сказать как это произошло, только с какого возраста, всегда ходил с разбитым лицом. Не потому что дрался, а потому что смотрел в небе. Знал на каких самолетах где летают. Хронометрировал время полетов, гражданских самолетов правда. Постоянно спотыкался. И всю жизнь хотел быть летчиком. Сколько себя помню. И как бы пришел к этому в 8 классе, параллельно со школой я поступил в школу военных летчиков, учился там 3 года и выполнял полеты на АН-2. После этого поступил в военное училище и стал военным летчиком.
Женился я поздно, только 8 июня этого (2002) года. Некогда было жениться. Когда мне предлагали служить где-то, я никогда не отказывался. Мне говорили где, я говорил хорошо. Хорошо там или плохо, об этом не думал. И всегда стремился совершенствовать свое мастерство.
*****
Высший пилотаж иногда называют воздушной акробатикой. Увидев работу пилотов групп "Русские витязи" и " Стрижи" и исходя из чистоты и плавности линий да и общей эстетики работы в небе великолепных летчиков, я , как профессиональная балерина могу сказать – это не акробатика, это воздушный балет. И наслаждаясь восхитительным зрелищем искусной работы лучших пилотов мира хочется пожелать им , чтобы количество посадок всегда равнялось количеству взлетов.
05.09.2002
Назад
На главную
![](http://www.narod.ru/counter.xhtml) |