Бонсай  

В это чудо трудно поверить: сосна, выращенная в блюдце ничем не отличается от настоящей. Разве что размером она не более карандаша. Миниатюрные деревья начали культивировать в Китае тысячи лет назад, сегодня древнее искусство бонсай известно во всем мире.

Согласно легенде, первый бонсай создал великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699-759), вырастивший в фарфоровом сосуде орхидеи. украшенные композицией из белых камешков. Его последователи постепенно пришли к идее выращивания в домашних условиях карликовых деревьев.
Поначалу бонсай использовали в медицинских целях – лекарственное растение было всегда под рукой. Но потом обратили внимание и на эстетическую сторону. Благодаря особому уходу китайские мастера добивались точного повторения облика взрослого дерева. Но прославили это искусство японцы, перенявшие китайскую традицию вместе с буддизмом предположительно в VII в.н.э. Само слово «бонсай» - не что иное, как искаженное китайское «рпэньцзай» – «выращивание в горшке».
И в Китае, и в Японии выращивание бонсай считалось занятием утонченным и было привилегией аристократии. Но со временем искусство бонсай стало популярно в разных слоях общества, став «визитной карточной» японской культуры. Первая национальная выставка карликовых деревьев открылась в Токио в 1914 г. А в 1934 г. состоялась грандиозная экспозиция в художественной галерее парка Уэно в Токио. С тех пор бонсай считается национальным японским искусством. Оно, конечно, не столь популярно, как,например, икебана, ведь на создание классического бонсай нужны годы и даже десятилетия: дерево расстет долго. особенно если выращивать его из семени. В случае, когда в качестве посадочного материала используют карликовый сажанец, процесс «убыстряется» на 4-5 лет…
Причем саженец должен должен родиться в суровых природных условиях – на камнях, где, казалось бы, ничего расти не может. Например. на отвесных утесах, в расщелинах гор, на самой бесплодной почве растут крошечные сосны, ели, можжевельники. Это нерукотворный бонсай, созданный самой природой. Но такие растения достать нелегко: саженцы добывали со скалистых круч часто с риском для жизни.
Япония гордилась своим национальным искусством и в знак дружбы щедро одаривала другие государства коллекциями миниатюрных деревьев. Так, к двухсотлетию открытия Америки правительству США было подарено великолепное собрание бонсай, состваившее основу нынешней национальной коллекции. А в 1976г. Япония подарила не менее впечатляющую коллекцию из 44 растений Советскому Союзу. Теперь они хранятся в Ботаническом саду Академии наук.

Медитация мастера
Несмотря на причудливую форму, деревце-бонсай должно быть гармоничным и, главное, походить на реальное большое дерево. Человек берущийся за выращивание бонсай должен обладать не только навыками садовода, но и задатками художника.Ведь прежде чем посадить семечко в землю, надо отчетливо представлять, какой формы дерево должно вырасти, а затем год за годом формировать этот идеальный образ. Японский мастер, задумывая новую компазицию бонсай, погружается в глубокую медитацию.
Выбрав самые мелкие семена, их высеивают в миниатюрные горшки – не больше наперстка. Для придания формы деревцу древние китайцы и японцы использовали бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Все эти приспосабления требовались, чтобы заставить сажанец изгибаться, принимая причудливые формы, имитируя то, как в природе дерево борется за жизнь на каменистых скалах, открытых всем ветрам.
Земли в сосуде должно быть совсем немного, предпочтение отдается скудной почве. Ее даже специально утрамбовывают, чтобы корни деревца с трудом проникали вглубь.Главный корень удаляют, а вместо основного ствола культивируют боковую ветку.

Философия тишины
Для японцев бонсай – целая философия. По их мнению композиция бонсай вызывает в душе нежность, схожую с той. что испытывают по отношению к животным или маленьким детям.
Выращиванию «карлика», как и воспитанию ребенка, появящают годы. Японцы считают, что бонсай требует от своего создателя мудрости, справедливости и деликатности.Как сказано в старинном японском трактате, «беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев»… Говорят, что если о маленьком дереве заботиться и правильно за ним ухаживать, оно может прожить больше сотни лет и стать символом домашнего очага, знаменуя преемственность поколений.

Обнявшие камни
Исторически сложилось несколько стилей бонсай. По форме различают прямостоящие или каскадные композиции, а по количеству деревьев в одной композиции – групповую посадку (целый пейзаж в миниатюре) или романтические «сольные» композиции в виде одиноко растущего дерева на скале. Размеры колеблются от нескольких сантиметров до полутора метров. Особое внимание уделяется цвету и количеству листвы и цветов.
Важен также выбор сосуда, в котором растет карликовое деревце, - этот элимент композиции подчеркивает красоту и необычность расстения. Как правило, это керамические емкости простой лаконичной формы - особенно ценятся старинные японские и китайский сосоуды.
Решающее значение имеет для мастера бонсай поиск «совершенного» камня, которому отводится роль миниатюрной скалы. Они бывают разных очертаний, причем их изначальную форму мастер может немного «подправить», высверливая, подтачивая, стесывая лишнее или углубляя естественные трещины.
Формальный вертикальный стиль Чоккан подходит для миниатюрной лиственницы, растущей строго вверх. Причем ствол должен иметь коническую форму, а ветви, слегка изогнутые вниз, не должны быть симметричными
Стиль Мойщ-ги отличается тем, что ствол деревца более изогнут. Тогда как Хан Кенгай (полукаскадный стиль) подражает деревьям, расстущим на крутых склонах. или по берегам рек. Ствол такого дерева расстет почти горизонтально, а крона красиво спускается ниже края сосуда.
Название стиля Секиджоджу в переводе звучит осень поэтично: «обнаженные корни на камне». Для Секиджоджу выбирают деревья с сильно развитыми корнями, например, клен. В маленькой плошке корни деревца обнимают валуны, проникая под них в поесках воды.Здесь особенно важно еффектное переплетение корней. С этим стилем схож и другой – Иси-дзуки, что означает «обнявшие камень». Особенно красиво выглядят выращенные таким образом сосны, клены, цветущая айва и рододендрон. А несколько деревьев, растущих из трещин в камнях создают фантастический пейзаж. При этом сам камень помещают в неглубокое блюдо с водой. Это уже похоже на так называемый вьетнамский бонсай.
И очень эффектен Икадабуки (стиль «упавшее дерево») и Кабу-дачи (стиль «спрут»), где несколько деревьев растут от одного корня, образуя непроходимую рощу – в глиняном сосуде.
Бонсай символизирует связь человека с природой. Глаз гордского жителя отдыхает на крошечном деревце, вносящем в дом ощущение гармонии и уюта.



Hosted by uCoz